каждый да будет весел и добр до часа кончины
0. Предварительные сведения
I. Стих и проза
если б милые девицыII. Стихораздел и рифма:
Параллелизм - смежные строки строятся по одинаковой схеме и перекликаются друг с другом.
Анжамбман (фр. "перенос, перескок") - слово переносится в следующую строку/остаётся в предыдущей строке, с которой оно синтаксически не связано.
Нестрофический нерифмованный (белый)/строфический нерифмованный/полурифмованный стих:
античная поэзия => эпоха возрождения, подражание античности; трагедия 5-стопный ямб - итальянская, английская (Шекспир), немецкая (Шиллер), русская (Борис Годунов) => лирические стихотв., "монологи-радумья"
если урегулировать чередование женских и мужских рифм и подчеркнуть это синтаксисом, текст становится строфическим
внезапно!нерифмованные строки в в целом рифмованном стихотворении/ внезапно!рифмованные в нерифмованном - выделение (обман ожиданий => ащщ)
полурифмованный стих коварен. Нестрофический полурифмованный стих наиковарнейший
Рифма весь счёт идёт от последнего ударного гласного в строке
глубокие рифмы (совпадают опорный согласный и последующие гласные и согласные звуки) —> точные рифмы (совпадают гласные и согласные) —> приблизительные рифмы (могут не совпадать безударные гласные) —> неточные рифмы (могут не совпадать безударные гласные и согласные)
согласные в неточных рифмах:
1) усечены/добавлены "лишние"
2) заменены
3) перестановлены
4) "раздвинуты", составляют неравносложную рифму
Неравносложная рифма - разное количество слогов после ударного слога у одного слова и у другого.
Омонимическая рифма - одно звучание, разный смысл. в арабско-персидской литературе рифмы-каламбуры нарочно культивировались
Тавтологическая рифма - одно звучание, один смысл. удачно использованная, заставляет искать смысловые нюансы словоупотреблений
Экзотическая рифма - Друзья! слабеет в сердце свет,/ а к петербургу рифмы нет. (Г. Адамович)// Над призрачным и вещим Петербургом/ Склоняет ночь край мертвенных хламид./ В челне их два. И старший говорит:/ "Люблю сей град, открытый зимним пургам" (М. Волошин)
Панторифма - безумие! рифмуются все звуки одной строки со всеми же звуками следующей.
Сквозная рифма - рифмуются все слова одной строки с соответствующими словами следующей.
Внутренняя рифма - фиксированная, предсказуемая рифма внутри строки. часто на цезуре
Редиф (араб. "всадник, подсевший за седлом") - слово, повторяющееся после рифмы в конце каждой строки. арабская, персидская, классическая тюркская поэзия
Левосторонняя (корневая) рифма - рифмуются звуки не после последнего ударного слога, а до него.
Составная рифма - состоит из двух слов, одно из которых обычно теряет ударение. маяковский! футуристы!
Разноударные рифмы - графически рифмующиеся слова схожи, но ударный слог у них разный. экспериментальное от футуристов, не сработало
Палиндромические рифмы - второе слово повторяет в обратном порядке буквы (звуки) первого. Хлебников
Ассонанс (фр. "созвучие"):
а) в широком смысле - всякая неточная рифма
б) в узком смысле - предельный случай неточной рифмы, где совпадает только ударный гласный Шершеневич, идеолог футуризма, неточные рифмы
иииии
в) общелитературоведческое: системное, частое употребление одних и тех же (либо схожих) гласных в тексте.
Диссонанс - в рифме совпадают все согласные звуки, а ударные гласные - разные. Шершеневич "Итак, итог". Северянин "пятицвет" х2
Рифмы могут составлять рифмические цепи, повторяясь из строфы в строфу; рифмические цепи могут перекликаться между собой ассонансами и диссонансами.
рифма - канонизированный тип созвучий; прочая фоника (звукопись) - не имеет фиксированных форм
хахаха отвечают на это поэты
Пяст: «Жора Петербургская» - «Жора Петербургская»
Петр, что ж, оратай жизни новой,
Из мреж оранских ты исторг?
Витраж оранжерей багровый,
Мажора зодчего восторг.
А твой, Ижора, герцог славный –
Тамбур-мажор, а после стал
Шафирову оммажоравный, –
Мираж оранжевый нам дал.
Уж о Растрелли нету спора;
Помажь, – о радужный! – власы
Поэтов, чья да славит «жора»
Свежо рамбовские красы.
Пусть ж о ракурсах злых Кваренги
Ткут ложь ораторы всех каст, –
Вас все ж, – о, радуйтесь! – за деньги
«Продаж оракул» не продаст.
В. Пяст, Б. Мосолов, 1915
стихотворение, в котором повторяется всеми правдами и неправдами сочетание "жора" - на стыке слов, из трёх слов, в середине слова, в одно слово.
Липограмма (греч. липо - "оставляю (в стороне)") - в тексте не употребляется конкретный звук.
I. Стих и проза
если б милые девицыII. Стихораздел и рифма:
Параллелизм - смежные строки строятся по одинаковой схеме и перекликаются друг с другом.
Анжамбман (фр. "перенос, перескок") - слово переносится в следующую строку/остаётся в предыдущей строке, с которой оно синтаксически не связано.
Нестрофический нерифмованный (белый)/строфический нерифмованный/полурифмованный стих:
античная поэзия => эпоха возрождения, подражание античности; трагедия 5-стопный ямб - итальянская, английская (Шекспир), немецкая (Шиллер), русская (Борис Годунов) => лирические стихотв., "монологи-радумья"
если урегулировать чередование женских и мужских рифм и подчеркнуть это синтаксисом, текст становится строфическим
внезапно!нерифмованные строки в в целом рифмованном стихотворении/ внезапно!рифмованные в нерифмованном - выделение (обман ожиданий => ащщ)
полурифмованный стих коварен. Нестрофический полурифмованный стих наиковарнейший
Рифма весь счёт идёт от последнего ударного гласного в строке
глубокие рифмы (совпадают опорный согласный и последующие гласные и согласные звуки) —> точные рифмы (совпадают гласные и согласные) —> приблизительные рифмы (могут не совпадать безударные гласные) —> неточные рифмы (могут не совпадать безударные гласные и согласные)
согласные в неточных рифмах:
1) усечены/добавлены "лишние"
2) заменены
3) перестановлены
4) "раздвинуты", составляют неравносложную рифму
Неравносложная рифма - разное количество слогов после ударного слога у одного слова и у другого.
Омонимическая рифма - одно звучание, разный смысл. в арабско-персидской литературе рифмы-каламбуры нарочно культивировались
Тавтологическая рифма - одно звучание, один смысл. удачно использованная, заставляет искать смысловые нюансы словоупотреблений
Экзотическая рифма - Друзья! слабеет в сердце свет,/ а к петербургу рифмы нет. (Г. Адамович)// Над призрачным и вещим Петербургом/ Склоняет ночь край мертвенных хламид./ В челне их два. И старший говорит:/ "Люблю сей град, открытый зимним пургам" (М. Волошин)
Панторифма - безумие! рифмуются все звуки одной строки со всеми же звуками следующей.
Сквозная рифма - рифмуются все слова одной строки с соответствующими словами следующей.
Внутренняя рифма - фиксированная, предсказуемая рифма внутри строки. часто на цезуре
Редиф (араб. "всадник, подсевший за седлом") - слово, повторяющееся после рифмы в конце каждой строки. арабская, персидская, классическая тюркская поэзия
Левосторонняя (корневая) рифма - рифмуются звуки не после последнего ударного слога, а до него.
Составная рифма - состоит из двух слов, одно из которых обычно теряет ударение. маяковский! футуристы!
Разноударные рифмы - графически рифмующиеся слова схожи, но ударный слог у них разный. экспериментальное от футуристов, не сработало
Палиндромические рифмы - второе слово повторяет в обратном порядке буквы (звуки) первого. Хлебников
Ассонанс (фр. "созвучие"):
а) в широком смысле - всякая неточная рифма
б) в узком смысле - предельный случай неточной рифмы, где совпадает только ударный гласный Шершеневич, идеолог футуризма, неточные рифмы
иииии
в) общелитературоведческое: системное, частое употребление одних и тех же (либо схожих) гласных в тексте.
Диссонанс - в рифме совпадают все согласные звуки, а ударные гласные - разные. Шершеневич "Итак, итог". Северянин "пятицвет" х2
Рифмы могут составлять рифмические цепи, повторяясь из строфы в строфу; рифмические цепи могут перекликаться между собой ассонансами и диссонансами.
рифма - канонизированный тип созвучий; прочая фоника (звукопись) - не имеет фиксированных форм
хахаха отвечают на это поэты
Пяст: «Жора Петербургская» - «Жора Петербургская»
Петр, что ж, оратай жизни новой,
Из мреж оранских ты исторг?
Витраж оранжерей багровый,
Мажора зодчего восторг.
А твой, Ижора, герцог славный –
Тамбур-мажор, а после стал
Шафирову оммажоравный, –
Мираж оранжевый нам дал.
Уж о Растрелли нету спора;
Помажь, – о радужный! – власы
Поэтов, чья да славит «жора»
Свежо рамбовские красы.
Пусть ж о ракурсах злых Кваренги
Ткут ложь ораторы всех каст, –
Вас все ж, – о, радуйтесь! – за деньги
«Продаж оракул» не продаст.
В. Пяст, Б. Мосолов, 1915
стихотворение, в котором повторяется всеми правдами и неправдами сочетание "жора" - на стыке слов, из трёх слов, в середине слова, в одно слово.
Липограмма (греч. липо - "оставляю (в стороне)") - в тексте не употребляется конкретный звук.
@темы: книги