каждый да будет весел и добр до часа кончины
и алгеброй гармониюПредварительные сведения:
Стих (др. греч. "ряд, строй") - речь, расчленённая на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой.
графическое деление на строки => "вертикальные" смысловые связи
лат. versus - "стих"; поворот, вращающийся?
prosus - "прямой, свободный"
Системы стихосложения - тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая.
русский народный стих - тонический
ранний литературный стих XVII-XVIII вв - силлабический
классический литературный стих от ломоносова до конца XIX в - силлабо-тонический
ХХ в - силлабо-тонический и тонический
метрическое (квантитативное) стихосложение - долгота/краткость слога
Икт - (лат. ictus - "удар, толчок") - сильное место стиха; преимущественно ударный слог.
Стопа - повторяющееся сочетание сильных и слабых мест.
Метр (греч. "мера") - чередование сильных и слабых мест; группа стоп (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, и проч.)
Размер - количество стоп в стихотворной строке (4-ст. ямб, и проч.)
упорядоченность рифм и сильных мест => рифмическое и ритмическое ожидание => худ. эффект (ащщ)
Строфа (др. греч. "поворот") - группа однородных стихов (стихотворение поделено на одинаково организованные группы стихов - снова ожидание, разрешение, ащщ)
Твёрдая форма - охватывающая всё стихотворение организация строф, закреплённая исторически.
I. Стих и проза:
Стихотворение в прозе - не поэзия, а проза. От поэзии - принадлежность лирическому жанру: общая установка на выражение субъективного переживания/впечатления; круг образов и идей, характерных для поэзии данного времени; бессюжетная композиция, членение на малые абзацы ~строфы.
термин ввёл Бодлер
Свободный стих (верлибр) - не проза, а поэзия. Расчленённость текста на стихи задана автором (=> фиксирована интонационная интерпретация; соотносимость строк); рифма и ритм свободные.
Метрическая проза - проза, написанная метром. Членения на стихи нет, рифмы нет.
у лермонтова - "Синие горы кавказа, приветствую вас" дактиль
андрей белый - трилогия "Московский чудак", "Москва под ударом", "Маски"
Рифмованная проза - членения на стихи нет, ритма нет, есть рифмы (неупорядоченно расположенные). опять Белый
Мнимая проза - все признаки стиха, кроме графического деления на собственно стихи. каганов ёрничает мнимой прозой. Буревестник.
дальше игрища
Удетерон (греч. "ни то, ни другое") - "неопознаваемые" формы (загадки, поговорки, пословицы, кхм, моностихи). Термин предложил В. Бурич.
Моностих - оу кам он узнаётся по контексту. Если автор сказал, что строчка - моностих, то она моностих.
Мелодическая и интонационная графика - факмайлайф попытки передать мелодический и интонационный рисунок стиха графически. Лесенка Маяковского. Долгота слогов Квятковского. И Белый
тактометрическая теория стиха Квятковского
Акростих, месостих, телестих - начальные, срединные, конечные буквы стихотворения составляют слово или фразу. месостих по понятным причинам - в нерифмованных стихах
абецедарий - древнейшая форма акростиха, каждый стих начинается на следующую букву алфавита; псалмы
альбомная поэзия, мадригалы, бытовая периферия литературы
Фигурные стихи - либо стихотворение, в теле которого буквы (фигурный акро/месо/телестих) составляют слово или фразу; либо стихотворение, графически составленное в форму. сказка про хвост у кэррола в оригинале - форма; лат. поэт Оптациан - месоакротелеразврат, Брюсов безуспешно пытался переводить
Конкретная поэзия - аааааа 1950е, тексты-кроссворды, тексты-плакаты; название, возможно, по аналогии с "абстрактной живописью". В России - футурист Каменский, "железобетонная поэзия". Произвольность порядка чтения. Формальных признаков стиха нет.
Палиндромон - читается одинаково в обе стороны. Отчётливость деления на строки и замкнутость каждой строки - предельная.
@темы: книги